По легенде, первые иконы Богоматери были написаны с натуры апостолом и евангелистом Лукой. Среди которых и икона «Владимирская». Это означает, что образ был написан в I веке нашей эры. Тем не менее, как считают искусствоведы, образ отличается византийским стилем письма, вероятнее всего, она была написана учеником школы живописи Греции.
Версии о годах написания, авторстве и происхождении
Знаменитый историк и реставратор Анисимов А.И. считает, что появление Владимирской иконы датируется XI столетием, а Лазарев В.Н. придерживается версии, что это событие пришлось на начало XII века. Исследователи византийской и древнерусской иконописной живописи сходятся во мнении, что образ Богородицы «Владимирская» был написан до 1130 г. иконописцем, чье имя не сохранилось в истории.
Авторство евангелиста и апостола Луки
В соответствии с первой версией, апостол Лука написал образ Богоматери «Владимирская» на досках от стола, за которым когда-то трапезничал Сам Христос с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Увидев это изображение, Богоматерь воскликнула: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».
Версия византийского происхождения
О византийском происхождении образа свидетельствует множество исследований, которые проводили известные историки, искусствоведы и мастера реставрации. Зародилась в эпоху так называемого «Комнинского возрождения», в период с 1057 по 1185 год. Особенностями иконописи этого времени являются крайняя дематериализация и ярко выраженный вычурный стиль живописи, основная цель которой — продемонстрировать божественную сущность святых. Это достигается посредством несимметричного удлинения фигур, обрисовка одежды и ликов штриховкой с помощью белил, порой причудливо орнаментированных на изображении.
Проведенный исследователями анализ дошедших до нашего времени элементов оригинала XII столетия, позволил определить ряд отличительных черт для школы письма Константинополя.
Изображение ликов
«Представляет собой один из самых совершенных образцов комниновских плавей, сочетающих последовательную многослойную лепку с совершенно неразличимыми мазками. Слои краски – рыхлые, совершенно прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».
Создается впечатление, что у художника получилось передать даже движение души Девы Марии. Всеобъемлющее страдание, запечатленное в контурах глаз и губ, оказывает на человека, смотрящего на образ, сильное впечатление. Эта неземная одухотворенность образа, очевидно, и явилась причиной появления легенды о том, что икона была написана евангелистом Лукой.
Несмотря на это, особенность раннехристианской живописи, в стиле иконописца — «реалистичность» и натуралистичность. Икона Богоматери «Владимирская» представляет собой отпечаток «высочайшей духовной культуры», который, вероятнее всего, является результатом мыслей о Спасители и Его Матери на протяжении многих столетий, о пути жертвенной любви и самоотречения, которые они прошли.
Судьба иконы до 12 столетия
Предположительно, образ находилась в Иерусалиме до 450 г. Затем, во времена правления государя Феодосия Младшего, образ перенесли в Константинополь, где он и хранился приблизительно до 1131 г.
История появления иконы на Руси
В XII столетии образ был преподнесен Патриархом Константинополя Лукой Хризовергом в подарок святому князю Мстиславу. По существующей версии, это был не оригинал иконы, а список образа, который находится при дворце государя в Константинополе во Влахернах. Святыню хранили в Девичей обители в Вышгороде, где в скором времени она прославилась многочисленными чудотворениями. В один из дней насельники монастыря стали свидетелями, как икона воспарила и зависла в центре храма. Ее вернули на место, однако она вновь поднялась в воздух. новость об этом чуде быстро распространилась по городу, и почтить святыню приехал князь Андрей, сын Юрия Долгорукого. Уезжая из Киева, он взял икону с собой в Суздаль «втайне от отца».
Перенесение образа Андреем Боголюбским во Владимир
В 1155 г. обоз князя направился в Залесскую землю по реке Вазузе. Подданные князя в сопровождении клириков Успенского собора, которые не захотели оставить свою святыню, перевозимую в одной из подвод. Андрей Боголюбский направлялся в свое имение на север. Дорогу им преградила река, и князь отправил на поиски брода своего слугу верхом на лошади. У него не получилось найти мелководья, и он начал тонуть. Ужаснувшись, что человек может погибнуть, князь взмолился Деве Марии в мыслях, и внезапно узрел, что витязь выходит целым и невредимым из реки.
Другое немаловажное происшествие, связанное с данной иконой, случилось при приближении к городу Владимиру. Неожиданно лошадь, запряженная в карету одного из клириков, взвилась в воздух, сбила с ног конюха и чуть не затоптала насмерть жену священнослужителя. В «Сказаниях о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», записанных этим священником можно прочитать: «конь сбил жену священника Микулицы и затоптал ее ногами, но по молитвам перед иконою, пострадавшая осталась невредимою».
В конце концов, обоз князя достиг высоких возвышенных берегов Клязьмы, немного не доезжая до г. Владимира. Лошади, везшие чудотворной образ, упрямо отказывались продолжать путь. Посчитав, что животные устали, князь приказал запрячь других, но и эти кони не двигались с места ни под каким предлогом. Тогда князь стал молиться коленопреклоненно перед иконой. Во сне его посетила Божья Матерь и велела оставить образ во Владимире, а на месте Своего явления возвести каменную церковь в честь Рождества Богоматери и устроить монастырь.
Позже на этом месте, в десяти километрах от г. Владимира, князь распорядился построить храм, а местность получила наименование Боголюбово. Чудотворный образ оставался в Боголюбском храме, пока во Владимире в период с 1158 по 1160 год не была построена богатая церковь, освященный в честь Успения Девы Марии. По окончании строительства, икону Богородицы торжественно внесли в г. Владимир и украсили дорогим и массивным окладом из серебра, золота и украшенный жемчугом, общий вес которого превышает килограмм. В скором времени образ стал главной священной реликвией Владимиро-Суздальских земель и оставался здесь до 1395 года.
Праздник Сретения Владимирской иконы
Разрозненные междоусобными войнами в XIII-XIV веках Русские земли, были политически и финансово зависимы от татаро-монголов. В средневековье Русь часто подвергались нашествиям иноземных захватчиков. В 1395 г. к Москве подошел Тамерлан с несметной ратью, которая в разы превышала численность русских дружин. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан благословил пост и покаяние по всей стране, после чего незамедлительно отправил в посольство Владимира за чудотворным образом. С многочисленным крестным ходом, который продолжался десять дней, святыня была доставлена в столицу. Люди стояли на коленях на обочине дороги и молились Пречистой Деве следующими словами:«Матерь Божия, спаси землю русскую».
Владимирская икона Божией Матери внесли в Москву 26 августа 1395 г. Слово «сретение» переводится с церковнославянского как «встреча». Жители столицы встречали икону с большой любовью и слезами.
В этот самый момент в своем шатре спал Тамерлан. В сновидении ему явилась Великая Женщина в необъяснимом сиянии, которая грозно приказала ему покинуть пределы России. Проснулся Тамерлан в трепетном ужасе. Он призвал своих мудрецов, и они сказали хану, что это была Сама Богородица, Покровительница христиан.
В честь чудодейственного города от татар на Кучковом поле (современная улица Сретенка), был построен Сретенский монастырь, на месте, где встречали образ, а 26 августа (8 сентября по новому стилю) установлен праздник в честь Сретения иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская».
С этого момента прославленная икона навсегда осталась в столице, лишь на время возвращаясь на свое прежнее место пребывания – во Владимир в Успенский храм.
В годы советской власти образ был передан в Третьяковскую галерею, где он хранился до 1999 г. в качестве музейный экспонат. Сегодня святыня находится в Толмачах в храме Святителя Николая при Третьяковской галерее. Хранят икону при определенных температурных условиях и показателях влажности под пуленепробиваемым стеклом.
Сведения о чудесах
Древнерусские летописцы не обошли своим внимание икону. О святыне присутствуют как хронологические записи, так и самостоятельные «сказания» и «легенды», в которых повествуется о конкретных исторических событиях покровительства Богородицы, связанных с иконой «Владимирская».
Московской Руси в 1480 г. вновь угрожало нашествие монголо-татар. Ахмат – хан Золотой Орды, направил многочисленное войско к Москве, и в ожидании решающей битвы армия расположились на берегах реки Угры. Орда не стала искать брод, чтобы переправиться, а расположились лагерем в ожидании, когда река замерзнет. Русские следили за действиями противника из городка Кременец: эта позиция позволяла блокировать подход к Москве в случае нападения.
В конце октября ордынцы заметили, что вода на реке начала замерзать. Морозы пришли раньше обычного. Император Иоанн III поспешил отвести свои дружины к г. Боровск, чтобы там встретить врага, однако произошло непредвиденное. Войско хана Ахмата неожиданно повернуло назад, оставило побережье и вернулось в степь. Днем ордынцы отступали неуверенно, но когда наступила темнота, началось бегство: враг решил, что русские начинают сражение, окружая противника, имитируя отступлением. Это загадочное отступление впоследствии будет считаться концом татаро-монгольского ига на Руси, которое продолжалось почти два столетия.
В конце октября ордынцы заметили, что вода на реке начала замерзать. Морозы пришли раньше обычного. Император Иоанн III поспешил отвести свои дружины к г. Боровск, чтобы там встретить врага, однако произошло непредвиденное. Войско хана Ахмата неожиданно повернуло назад, оставило побережье и вернулось в степь. Днем ордынцы отступали неуверенно, но когда наступила темнота, началось бегство: враг решил, что русские начинают сражение, окружая противника, имитируя отступлением. Это загадочное отступление впоследствии будет считаться концом татаро-монгольского ига на Руси, которое продолжалось почти два столетия.
«Да не похвалятся легкомысленные, — говорят русские летописцы в объяснение этого чуда, — страхом их оружия. Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию».
Это историческое событие осталось в истории как «стояние на Угре», а в честь этой необычной даты был учреждено празднование в честь иконы Пречистой Девы «Владимирская».
В 1521 г. крымские, ногайские и казанские татары под командованием Мехмет-Гирея осуществили разрушительное нашествие на многострадальную русскую землю. Они пересекли Оку, проследовали через Коломну и подошли к окрестностям столицы. Закрывшись в Москве, народ горячо молился перед образом Владимирской Божьей Матери, которая неоднократно защищала землю Русскую и столицу.
Однажды, в одну из таких тяжелых летних ночей незрячая инокиня Вознесенского монастыря увидела чудесную процессию: «светлые люди в священнических одеждах» шли к Спасским воротам, неся на руках образ Владимирской Богоматери, покидая Москву. У ворот скорбное шествие было остановлено преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, которые, коленопреклоненно умоляли их остаться в столице. Вместе они отслужили молебен Господу, и процессия со святыней вернулась в Кремль. Мехмет-Гирее так и не удалось взять город. Летописи утверждают, что небольшие группы татарских разведчиков увидели большое скопление русских воинов под Москвой. По возвращении в штаб, они доложили об этом своему командиру. Не поверив, хан отправил еще один отряд, но разведчики подтвердили слова предыдущих воинов: «И видеша того сугубейшее воинство русское, и сказаша ему, и третие посла некоего от ближних уведати истину, и трепеща прибежа и вопия: о царю, что косниши? Побегнем; грядут на нас безмерное множество войска от Москвы, и побегоша».
В честь чудесного освобождения Москвы от Мехмет-Гирея 21 мая/3 июня был установлен ежегодный крестный ход.
Не раз Владимирская икона Богородицы, благодаря обращенным к ней молитвам, защищала русских воинов от поражений. Небесная Владычица проявляла милосердие к страдальцам и помогала в их земных трудностях. Количество чудес этого образа не поддается подсчету.
Почитаемые списки образа
Икона Божией Матери «Владимирская» – одна из самых почитаемых святынь в православии. Было сделано множество копий, некоторые из которых прославились многочисленными чудесами.
Среди которых следующие списки иконы Богоматери «Владимирская»:
- Образ в Москве в Успенском соборе Кремля — Запасная.
- Список в Троице-Сергиевом монастыре.
- Копия иконы в Ростове.
- Селигерская.
- Оранская.
- Красногорская.
- Печеро-Псковская.
- Красногорская.
- Заоникиевская.
- Флорищевская.
- Ордынская-Поречская.
Ниже представлены подробные описания и история появления некоторых из них.
Запасная — Андрея Рублева
Копия Владимирской иконы Богородицы «Запасная» хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Считается, что список был написан Андреем Рублевым, однако нет убедительных подтверждений того, что в создании иконы принимал участие знаменитый иконописец. Икона была написана в первой четверти XV века. Так как уровень художественного мастерства невысокий, искусствоведы считают, что «Запасная» Владимирская икона Божьей Матери может быть одной из первых работ иконописца. Большая часть исследователей, которые занимаются изучением произведений древнерусской живописи, в основном отвергают версию что ее автором был преподобный. Копия существенно отличается от оригинала. Изображение Богоматери немного укорочено и являет собой не поясную, а скорее погрудную версию. Пропорции значительно изменились: по сравнению с оригиналом они утрированы.
Богородица не смотрит на зрителя, ее взгляд обращен в сторону, создавая впечатление, что она погружена в собственные мысли. Богоматерь как будто отстранена от мирских проблем, Ее внимание целиком сконцентрировано на внутреннем мире и не простирается дальше образа. «Если сравнить Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — утверждает искусствовед Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV». Данный стиль написания икон был широко распространен среди живописцев столицы XV-XVI веков, чем можно объяснить популярность его автора и удобством расположения иконы (Кремлевский Успенский собор).
Селигерская
Данный список Владимирской Божией Матери был келейным образом основателя Ниловой пустыни в Тверской области, преподобного Нила Столобенского. Копия квадратной формы, небольшого размера и в нижней части «обрезана» (ног Спасителя не видно). Ее прославление имеет удивительную историю.
Однажды преподобный работал на улице недалеко от своего жилища. В это время он подвергся нападению грабителей. Угрожая убить его, они стали требовать, чтобы святой отшельник отдал им все ценное. На что он ответил им: «Сокровище моё находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его». Поверив, что там хранится сундук с богатством, негодяи ринулись в лачугу, но не успели они подойти к иконе, как они ослепли. Преподобный пожалел их и взмолился к Всевышнему и Его Преблагословенной Матери, чтобы они простили заблудшие души. Когда к разбойникам вернулось зрение, они горячо поблагодарили праведника и задержались у него на некоторое время, чтобы послушать полезные для их душ наставления.
Они отказались от грабежа и продолжали жить, честно работая. не хотел, чтобы нарушалось его уединение, поэтому он приказал им не рассказывать о чудесном событии, произошедшем с разбойниками в его жилище. Он сдержали данный обет молчания, и рассказали миру о чудесном событии после смерти святого. В период правления советской власти, когда церковные ценности изымались, святыня была перенесена из скита в церковь Воскресения Христова (Знаменскую) в г. Осташкове. Это поселение расположено в 10 км от обители. Впервые в монастыре икону выставили во время праздничной литургии в честь святого Нила 20 декабря 2013 г.
Оранская
Копия храниться в Москве в Успенском соборе. Ее отличительная особенность — роспись лика Пресвятой Богородицы и наличие изображений московских святых в нижнем ярусе. Четверо из которых были покровителями заказчика и его детей. Образ был написан Кондратом Ильиным, настоятелем Успенского собора вместе с московским иконописцем Григорием Черным по просьбе дворянина Голядкова П.А. Серьезно заболев, дворянин отправился в паломничество в Москву в Успенский собор, где был исцелен по молитвам перед иконой Богоматери «Владимирская». Он пожелал, чтобы у него дома был список чудотворного образа и в скором времени нашел тех, кто напишет для него копию. На протяжении пяти лет икона хранилась в Бочеве, в приходском храме Святого Николая в фамильном поместье Голядковых. В 1634 г., в период Великого Поста во сне дворянину явилась Царица небесная и поручила возвести церковь в месте под названием Орано-поле, в которой в будущем должна храниться Ее икона. Найдя гору, которую он видел во сне, дворянин построил церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Со временем вокруг храма образовалась мужская обитель, в которой Голядков стал первым настоятелем, приняв иноческий постриг с именем Павел. Образ получил название «Оранская». Через год после основания монастыря икона замироточила. К 1644 г. в храмовой книге было зафиксировано больше 500 записей о чудесных событиях, произошедших по молитвам перед образом.
Икона спасла жителей Нижнего Новгорода от чумы в 1771 г. обходя вокруг Кремля крестным ходом, нижегородцы наблюдали черное облако над рекой, которое до города не дошло, а отправилось за Волгу. Сегодня икона находится в селе Оранки Нижегородской области в Оранском Богородицком мужской обители.
«Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова
В XVII веке иконописей Симон Ушаков, служивший при государе, написал уникальный по своей иконографической задумке образ, на котором Владимирская представлена как главная святыня Руси. Помещенная в медальон, икона кажется источенной из дерева, плодами которого являются русские святые. Его корни берут начало от Успенского собора Кремля. Их поливают основавшие Московское государство, митрополит Петр и князь Иван Калита. С двух сторон от них расположены государь Алексей Михайлович с семейством. В верхней части образа – Спаситель, вручает ангелам корону и мантию для российского императора: Царь Небесный коронует земного земного самодержца на престол.
Древо является прообразом Московского государства. Его фундаментом является православная вера, которая на иконе принимает форму основного храма Кремля – Успенского собора. Богоматерь, занимающая центральное место в композиции, олицетворяет церковь и государство. Здесь Она изображена в виде иконы Божьей Матери «Владимирская». Дерево сажает святой благоверный Иван Калита, который помог Москве стать экономически и политически независимой, а поливает его основатель Успенского собора — митрополит Петр.
В основе сюжета образа лежит замысел показать историческое единство Русской Православной Церкви, которая во время жизни Ушакова была особенно политически актуальна, и Руси. Образ был написан для иконостаса церкви в честь Святой Троицы в Никитниках, в 1668 году, сегодня она находится в Государственной Третьяковской галереи. Образ также известен под названием «Похвала Владимирской иконе Божией Матери».
Заоникиевская
Появление этой иконы связано с чудесным исцелением от слепоты Илариона, жителя Вологды. После продолжительной и горячей мольбы, ему явился необычайно сияющий образ Богородицы «Владимирская». Приложившись к образу, он понял, что снова может видеть. Из благодарности, заручившись поддержкой местных жителей, Иларион воздвиг храм в честь чудотворной иконы. Позднее на этом же месте был основан монастырь под названием Заоникиевская, в стенах которого благочестивый Иларион принял монашеский постриг. Икона Богородицы стала основной святыней этой обители и прославилась многочисленными чудотворениями.
По иконографии Заоникиевская является Казанской иконой, а никак не Владимирской. В книге Суворова Н. об истории Заоникиевского скита, можно прочитать следующие строки: «Вместо Владимирския должно читать Казанския, потому что явленная и почитаемая чудотворною икона в Заоникиевой пустыне имеет начертание Казанской иконы Богоматери. Владимирскою же она названа, и вероятно слыла в народе, от того, что явление ея последовало в день празднования иконе Владимирской Богоматери (23 июня), каковый день и ныне составляет главный праздник обители».
Стоит отметить, что в месяцеслове РПЦ образ представлен как Владимирская (Заоникиевская).
Умиление
С XVI века В Псково-Печерской монастыре с 16 века находится копия иконы Владимирской Божией Матери, написанная в 1521 г. иноком Арсением (Хитрошем). После перенесения в обитель, ее стали считать чудотворной. Икона была прославлена в 1581 году, после того, как она спасла город от блокады польско-литовскими войсками под командованием Стефана Батория. Когда армия Наполеона в 1812 году собирались оккупировать Псков, жители пронесли святыню крестным ходом вокруг города, и Дева Мария вновь защитила от неприятеля. В этот же день русские военные отразили атаку врага, и опасность миновала. Это событие случилось 7 октября (20 октября по новому стилю). В честь этой даты установили праздник чествования Псковсо-Печерской иконы «Умиление».
Красногорская
Эта копия иконы Богородицы «Владимирская» имеет несколько названий: Умиление на Черных горах, Черногорская, Красногорская. Впервые сведения об иконе появились к 1603 году. Образ является списком оригинала, который с большим трепетом хранил у себя священнослужитель церкви воскресения Христова в Кевроле, Варлаам. В одну из ночей он услышал глас, приказавший ему передать икону «вдовому попу Мирону», чтобы тот помести ее на Черной Горе. Через некоторое время священнослужитель встретил этого человека, который оказался епархиальным сборщиком налогов, священником из Юролы. Выслушав Варлаама, Мирон изрек: «Есть такая гора, но она необитаема. Думаю, что она удобна для монашеской жизни, и верую, что Господь не оставит сего места».
Взяв святыню, он отправился к себе на родину, и в скором времени начал строить монастырь на Черной Горе. «Строительство сопровождалось многими чудесными явлениями, из которых все делали вывод, что Сама Божия Матерь благоволит этому начинанию». Обитель получила свое название от горы, однако в скором времени она была переименована в Красногорскую. Образ также стали называть, как и монастырь.
Икона «Ростовская» Алипия Печерского
Эти события произошли в XI столетии. Один житель Киева решил улучшить построенную им церковь. Для этого он заказал лучшему иконописцу того времени Алипию Печерскому, написать семь больших образов. Договаривался он с мастером через двух иноков Киево-Печерской Лавры. Монахи взяли доски для икон и оплату серебром, но не передали его просьбу монаху Алипию и оставили деньги себе.
Трижды они просили заказчика увеличить размер аванса и забирали деньги, после чего сказали, что иконописец из Печерска отказался писать иконы. Разгневавшись, храмостоитель пожаловался настоятелю монастыря на иконописца. Ничего не подозревающего художника призвали к ответу. Узнав о неприглядном поступке иноков, преподобный очень расстроился. Думая, что поймал Алипия на лжи, настоятель приказал принести доски, которые должны были использоваться для написания икон. Когда его поручение было исполнено, все очень удивились, так как на поверхности древесины были нанесены невероятной красоты образа. На одной из досок был изображен образ Спасителя, на второй – Богородица с Младенцем, а на оставшихся – лики святых. Они были написаны Самим Господом. Икона Богородицы была перенесена в Ростов в Успенскую церковь, где ее украсили драгоценным окладом. Неизвестный автор на него нанес надпись: «Владимирская», именно поэтому образ стали называть Владимирским. Икона считается чудотворной.
Где сегодня находятся оригинал и списки
Места, где можно приложиться к святыне:
- Оригинал Владимирской иконы Божией Матери хранится в Толмачах в храме Святителя Николая при Государственной Третьяковской Галерее.
- В Успенском соборе Кремля в Москве находится Владимирская икона Богородицы Андрея Рублева.
- В Тверской области, на острове Столобный озере Селигер, в Нило-Столобенской пустыни хранится икона Владимирская икона Божией Матери Селигерская.
- В Оранской обители Нижегородской области находится Владимирская икона Божией Матери Оранская.
- В Государственной Третьяковской галерее можно увидеть икону «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова.
- Местоположение Заоникиевской иконы Божией Матери сегодня достоверно неизвестно. Существует версия, что образ находится в одном из частных банков Италии.
- Приложиться к Печеро-Псковской иконе Богородицы «Умиление» можно в Свято-Успенской Псково-Печерской обители, которая находится в Псковской области, г. Печоры.
- Местонахождение Красногорской иконы Пресвятой Богородицы неизвестно. Образ исчез после разорения Красногорской обители в 1920 г.
- Ростовская икона Божией Матери Алипия Печерского хранится в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».
Дни чествования иконы
Чествование Владимирской иконы Божией Матери осуществляется трижды в год:
- 3 июня. Праздник в память о спасении столицы от нашествия татар в 1521 году под командованием хана Махмет-Гирея.
- 6 июля. Празднование устанвлено в честь освобождения Москвы от нападения хана Ахмата.
- 8 сентября. Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В честь встречи чудотворного образа жителями Москвы при его перенесении в столицу из Владимира.
О чем молятся перед образом Пресвятой Богородицы
На протяжении многих столетий Богоматерь Божия почитали на Руси как защитницу не только христиан, но и России. К Ее чудотворному образу обращаются с молитвой в самых разных ситуациях. Пресвятую Матерь Божью просят:
- о выздоровлении;
- сохранить семью и благополучие домочадцев;
- помочь принять правильное решение в трудной ситуации;
- защиты, когда близкий человек находится в опасности;
- помощи в обучении или труде, когда учеба дается с трудом, а на работе проблемы;
- когда близкому человеку угрожает опасность;
- защитить государство в случае угрозы, а также покровительства воинам, сражающимся на поле брани;
- разрешить любые проблемы и трудности.
Влияние на светскую культуру
Возрождение к духовным истокам в России началось спустя много лет после эпохи правления безбожников и атеистов. Церкви и обители начали отстраиваться и открываться, а церковные реликвии, изъятые в годы советской власти, было возвращено РПЦ. Современной школьной программой для шестого класса предусмотрено изучение произведения «Владимирская Богоматерь» Максимилиана Волошина. Это не единичный пример влияния православной святыни на творчество писателей советской эпохи.
Произведение Волошина
Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская», когда поэт М. Волошин впервые увидел ее в Историческом музее, произвела на него незабываемое впечатление. Как утверждает одна из служительниц, он ежедневно приходил «на свидание с иконой», часами простаивая перед святыней.
Поэт в письме к С. А. Толстой-Есениной писал: «Лишь два момента подлинной жизни <…> я пережил и унес с собою сюда: Лик Владимирской Богоматери и рукопись Аввакума».
Он трепетно хранил репродукцию образа до конца своих дней. Икона всегда стояла на его рабочем столе, о чем Волошин писал в письме своей приятельнице Софье Федорченко: «Все эти дни живу в сиянии этого изумительного лица».
Восхищение, появившееся в результате созерцания Лика Пресвятой Девы, нашло свое отражение в невероятном по силе стихотворении «Владимирская Богоматерь», в котором упоминается весь путь, который пришлось пройти образу вместе с русским народом, а в завершении поэт ассоциирует ее непосредственно с Россией, отчасти повторяя смысл образа Симона Ушакова «Насаждение древа государства Российского».
Обители и храмы в честь иконы Владимирской Божьей Матери
В России возведено много обителей и церквей, освященных в честь иконы Богородицы «Владимирская». Перечислим только самые известные.
Монастыри:
- Оранская Богородицкая обитель в Нижегородской области.
- Женский Владимирский монастырь в Кировской области.
- Женская обитель в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери во Владимирской области.
Храмы:
- Собор в Оранском Богородицком монастыре в Нижегородской области.
- Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в г. Владимире.
- Собор в Санкт-Петербурге на Владимирской площади.
- Владимирский собор в Кронштадте.
- Собор в г. Лиски Воронежской области.
- Храм в архангельской области, в Северодвинске.
- Владимирская церковь в Подмосковье, с. Быково.
- Храм в Куркине и Виноградове в Москве.
- Храм в г. Иваново.
Похоже, некоторые образа были даны нам самим Всевышним. Одна из таких икон Божьей Матери — Владимирская. Многие столетия наши предки прибегали к этому образу, чтобы найти утешение и заступничества, исцелиться. За практически тысячелетнюю историю существования, икона стала не просто святыней, но и историческим наследием.