Одним из выдающихся памятников архитектуры Петербурга является Собор Владимирской Божией Матери, построенный в самом его центре в 1761-1769 годах. Позже площадь и проспект этого района города тоже назвали Владимирскими в честь Собора.
Владимирский Собор принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
Экскурс в историю
Владимирский Собор – это уникальная архитектурная памятка 2-ой половины ХVIII века. В Верхней части Храма до сих пор хранится Владимирская икона Божией Матери, в честь которой и был освящен Главный Престол Храма. Величественная мощь Храма, вера молящихся в ней прихожан и благодать, которая исходила от Владимирской иконы стали неусыпной защитой да Земель Русских. И в нынешнее время, когда храм возродился, ОН, как и многие другие петербургские церкви, защищает русский народ.
Нынешнее архитектурное строение Собора Владимирской иконы Божией Матери возникло на месте бывшей маленькой деревянной церкви. Оно было возведено в Дворцовых или Придворных слободах, находившихся позади Фонтанки, в районе современных Владимирского и Загородного проспектов.
Освященная в честь Владимирской иконы Божией Матери деревянная церковь стала прототипом для последующего церковного строительства в северной столице.
Освящение престола новой деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери осуществлено 25 августа 1748 года архиепископом Феодосием. На следующий день новоосвященную церковь посетила императрица Елизавета Петровна. Она присутствовала на Литургии и сделала благотворительное подаяние на церковь в размере 300 рублей.
В 1749 году в церкви был освящен еще один престол во имя Святого Иоанна Дамаскина, который был чрезвычайно талантливым философом, богословом и поэтом. И управляющий Кабинетом Ее императорского величества барон И. А. Черкасов тоже пожертвовал свои средства на строительство церкви.
Прихожане церкви решили собирать деньги на возведение каменного строения церкви и было подано прошение Императрице. Через 7 лет Елизавета Петровна уступила их просьбам. В этом деле фигурирует имя иерея Владимирской церкви Иоанна Кирикова, который очень помог прихожанам. Он ездил по многим городам России (Москва, Новгород и т.д.) и собирал деньги. Спустя годы Кирикова даже назовут строителем каменной церкви.
На строительство каменного храма ушло 22 года. Планы и чертежи были сделаны к 1759 году, но фундамент заложили в августе 1761 года, а строительство закончили только через 8 лет. Осенью 1768 года был освящен средний престол храма архиепископом Гавриилом Кременецким, а через год и оба боковых престола ─ во имя св. священномученика Харлампия (южная сторона), во имя святого пророка Илии (северная сторона).
Церковь в верхнем этаже с престолом во имя Владимирской Божьей Матери была обустроена полностью и освящена митрополитом Гавриилом в 1783 году. В том же году было закончено строительство трехъярусной колокольни. Она построена отдельно от Храма. Проект колокольни разработал архитектор Д. Кваренги, а имя автора проекта каменного храма не сохранилось в архивных документах. Первоначальную разработку проекта приписывали Б. Ф. Растрелли, знаменитому в то время архитектору, а окончанием работы над проектом (как указано в документах) занимались А. И. Мельников, А. Гольма, А. И. Руско.
Удивительная красота соборного комплекса, построенного в честь Владимирской иконы Божией Матери – результат работы всех выдающихся архитекторов. Каждый из них внес свой вклад в сооружение настоящего архитектурного шедевра, восхищающего сказочной красотой основного здания и высокой колокольни.
Архитектура Собора Владимирской иконы Божией Матери
Церковное здание состоит из 2 этажей с тремя притворами и апсидой, которые примыкают к основному строению с запада. План Собора имеет форму квадрата со срезанными углами. Купола храма увенчаны луковицами и гордо возвышаются на округлых барабанах. На среднем размещен купол в форме колокола. К притворам пристроены широкие лестницы. По ним прихожане попадают на второй этаж, где размещен уникальный иконостас, воздвигнутый во имя Владимирской иконы Божьей матери.
При выполнении архитектурного экстерьера храма было применено 2 стиля (барокко и классицизм). Коринфские колонны, лучковые арки на фасаде здания; лепнина над оконными проемами – весь барокковый декор как бы подчеркивает величественность и монументальность Собора. На церковном квадратном участке Храма, на углах, разместились часовни из камня, выполненные в том же стиле. А колокольня с округлым куполом и фонарем, размещенная к северу от собора, оформлена в стиле классицизма. Высота строения 68 м.
Собор на Владимирской площади имеет очень большое значение для архитектурной доминанты этого района Санкт-Петербурга. Огромное по своим размерам монументальное здание не только украшает площадь и придает ей солидности, но и удачно замыкает Загородный проспект.
Внутренние помещения храма были разделены на три нефа с тремя округлыми апсидами в восточной части, которые мы можем наблюдать и сегодня. Для укрепления стен разработаны две небольшие апсиды по бокам храма. В Верхней части храма размещены барельефы евангелистов в парусах, лепнина, пилоны. Весь внутренний декор вписывается в общую тенденцию архитектурного стиля ─ барокко. Нижняя часть церкви имеет низкое сводчатое покрытие. Интерьер нижней части Храма практически не сохранился, как и иконостасы трех престолов.
Находясь внутри собора, мы можем наблюдать, что в художественном стиле росписей нет серьезной приверженности догматической традиции. Наряду с заимствованиями из древних византийских памятников, например, крест на фоне звездного неба, присутствуют и такие сюжеты, в которых ангелы несут души праведников в ворота рая. Всего в росписи собора участвовало 96 живописцев, но решающей и определяющей была все-таки роль Васнецова. Интересно, что на создание образа Богородицы, в центральной апсиде храма, у него ушло целых два года.
Прекрасный пример скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVIII столетия ─ Иконостас основного престола, созданный по проекту гениального академика архитектуры Б. Ф. Растрелли и лучшими мастерами этой эпохи, сохранился полностью. Первозданная красота Иконостаса покоряет сердца прихожан до сих пор и служит напоминанием о непревзойденном таланте зодчего. Многие святыни церковного искусства утратились и не дошли до нас, а Владимирская икона Божией Матери как уникальное произведение радует глаз и вселяет веру в могущественную силу великого Бога и Царицы Небесной. На иконе фигуры Иисуса и Девы Марии показаны прислоненными друг к другу. Глава Царицы Небесной ласково и чутко склонена к Сыну, а Он обнимает Ее за шею. Левая ножка младенца Христа на реликвии показана изогнутой, так что каждый может увидеть подошву и пятую ступни. Дева Мария, ласкающая Сына, является прообразом человеческой души, пребывающей в постоянном общении с Богом, а также вселенской Церкви.
На сооружение престола пожертвовал средства потомственный почетный гражданин И. П. Лесников. Престол был освящен высокопреосвященным митрополитом Исидором. Владимирский Собор стал шестипрестольным:
- Владимирской Божьей Матери.
- Иоанна Дамаскина.
- Священного мученика Харлампия.
- Пророка Илии.
- Всех Скорбящих Радость;
- Софии и ее дочерей Веры, Надежды, Любови.
В годы активной борьбы с религией по указанию властей Владимирский храм был закрыт. К счастью верующих, каменное здание было очень крепким и поэтому осталось невредимым. Золотые купола власти приказали закрасить темной краской, чтобы на них меньше обращали внимание. Внутри мрачного серого здания храма разместился отдел Государственной Публичной библиотеки, а в 1930 году ─ строительный трест. После Великой отечественной войны в церковном здании были размещены книжные фонды Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году здание отдали под трикотажное производство. Занимал церковные помещения и институт Ленмашучет. Многие годы в Храм занимали неверующие люди. Многое из интерьерного убранства утратилось, но основное сбереглось благодаря участию ученого, историка Льва Николаевича Гумилева и Почетного гражданина Санкт-Петербурга Дмитрия Сергеевича Лихачева.
В 1989 году старинный храм вернули ленинградской епархии по решению Ленгорисполкома.
Храм освящен в апреле 1990 года, на Благовещение, Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (патриархом Московским и Всея Руси (Ридигером), который стал настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери.
С августа 1991 года и по настоящее время председателем приходского совета является Иван Сергеевич Раевский. За этот период были проведены такие реставрационные работы:
- оформление верхнего храма;
- установка восьми позолоченных крестов на купола собора и часовен;
- покрытие главных куполов собора, колокольни,2 часовен медными листами;
- реставрация их фасадов.
Был полностью обновлен снаружи верхний храм Владимирской иконы Божией Матери. Архимандритом Симоном освящен правый придел в честь святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В 2000 году Храм стал собором.
Современное состояние
В настоящее время Владимирский Собор отреставрирован, но еще продолжаются реставрационные работы по воссозданию иконостасов верхнего и нижнего храмов, а также украшению собора предметами церковного назначения. Сбережен стиль барокко.
В Соборе имеется православная библиотека, работает воскресная школа и детский церковный хор. Взрослые прихожане посещают церковные кружки. Собственная школа звонарей предоставляет возможность получить эту профессию.
Дверь Владимирского Собора всегда открыты для всех верующих людей и туристов, желающих увидеть возвышенную неземную красоту здания и почувствовать атмосферу доброты и благочестия.
Святыни
Владимирский Собор славится на весь мир своим Иконостасом. Главные святыни храма:
- Владимирская икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой (в Храме находится список иконы, а оригинал отдан на хранение в Третьяковскую галерею Москвы);
- Святая икона «Нерукотворный Спас» с изображением Иисуса, освященная св. праведным Иоанном Кронштадтским;
- Иконописный образ святого прп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей.